Маленькие исследователя

Воспитатель первой  категории Рычина Татьяна Николаевна.
Воспитатель первой категории
Рычина Татьяна Николаевна

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Кружок «Маленькие исследователи» - это такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности.  Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Маленькие исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

  1. Цель и задачи программы

Основная цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

          Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

  1. Условия реализации

            Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

          Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
 

  1. Используемое оборудование

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм.
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки.
  • Разные виды бумаги, ткани.
  • Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки.
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
     
  1. Возраст детей, на который рассчитана программа

Программа кружка рассчитана на детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей, а именно детей от 4 до 7 лет.

Программа занятий

Перспективный план работы кружка

для детей средней группы «Маленькие  исследователи»

на 2023-2024 учебный год

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Источник

СЕНТЯБРЬ

1.

06.09.2021

«Опыты с воздухом»

Картотека в группе

2.

13.09.2021

«Опыты с бумагой»

Бондаренко Т.М, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

3.

20.09.2021

«Опыты с водой»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10

4.

27.09.2021

«Опыт с водой и молоком»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10

ОКТЯБРЬ

1.

04.10.2021

«Опыт с цветными карандашами»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10

2.

11.10.2021

«Опыт с квадратными листочками»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10

3.

18.10.2021

«Опыт со стеклом» (сравнение прозрачности воды)

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10

4.

25.10.2021

«Опыт прозрачная и непрозрачная вода»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.11

НОЯБРЬ

1.

01.11.2021

«Опыт температура воды»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.13

2.

08.11.2021

«Опыт с горячей водой (пластилином)»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.13

3.

15.11.2021

«Опыт с холодным блюдцем, чайником»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.16

4.

22.11.2021

«Опыт с духами»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.13

5.

29.11.2021

«Как растения пьют воду»

Картотека. Опыты в детском саду.

ДЕКАБРЬ

1.

06.12.2021

«Перчатка с приведениями»

Эксперименты для детей, стр.9

2.

13.12.2021

«Вода с сюрпризом»

Эксперименты для детей, стр.11

3.

20.12.2021

«Вода-липучка»

Эксперименты для детей, стр.13

4.

27.12.2021

«Надуваем пузыри»

Эксперименты для детей, стр.15

ЯНВАРЬ

1.

10.01.2022

«Испарение воды»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.18

2.

17.01.2022

«Запахи духи»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.19

3.

24.01.2022

«Вода льётся из крана»

Е.А Мартынова, И.М Сучкова стр.52

4.

31.01.2022

«Свойства воды»

Е.А Мартынова, И.М Сучкова стр.52

ФЕВРАЛЬ

1.

07.02.2022

«Воздушный винт»

Эксперименты для детей стр.69

2.

14.02.2022

«Зеркало»

Эксперименты для детей, стр.80

3.

21.02.2022

«Дыра в ладони»

Эксперименты для детей, стр.84

4.

28.02.2022

«Вода замерзает»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.21

МАРТ

1.

07.03.2022

«Опыт с сахаром»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.29

2.

14.03.2022

«Опыт с подкрашенной водой»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.34

3.

21.03.2022

«Воздух»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.34

4.

28.03.2022

«Опыт с воронкой»

Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.35

АПРЕЛЬ

1.

04.04.2022

«Как сравнить влажный песок и глину»

Картотека опытов стр.13-14

2.

11.04.2022

«Как вода даёт жизнь растению»

Эксперименты для детей, стр.6

3.

18.04.2022

«Дело в шляпе»

Эксперименты для детей, стр.87

4.

25.04.2022

«Острие к острию»

Эксперименты для детей, стр.84

МАЙ

1.

16.05.2022

«Как покрасить песок?»

Эксперименты для детей, стр.13

2.

23.05.2022

«Есть ли в почве воздух»

Эксперименты для детей, стр.16

3.

30.05.2022

«Как движется сухой песок»

Эксперименты для детей, стр.12

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie