Маленькие исследователя
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Кружок «Маленькие исследователи» - это такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Маленькие исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
- Цель и задачи программы
Основная цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Условия реализации
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
- Используемое оборудование
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки.
- Разные виды бумаги, ткани.
- Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки.
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
- Возраст детей, на который рассчитана программа
Программа кружка рассчитана на детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей, а именно детей от 4 до 7 лет.
Программа занятий
Перспективный план работы кружка
для детей средней группы «Маленькие исследователи»
на 2023-2024 учебный год
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Источник |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. |
06.09.2021 |
«Опыты с воздухом» |
Картотека в группе |
2. |
13.09.2021 |
«Опыты с бумагой» |
Бондаренко Т.М, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» |
3. |
20.09.2021 |
«Опыты с водой» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10 |
4. |
27.09.2021 |
«Опыт с водой и молоком» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10 |
ОКТЯБРЬ |
|||
1. |
04.10.2021 |
«Опыт с цветными карандашами» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10 |
2. |
11.10.2021 |
«Опыт с квадратными листочками» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10 |
3. |
18.10.2021 |
«Опыт со стеклом» (сравнение прозрачности воды) |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.10 |
4. |
25.10.2021 |
«Опыт прозрачная и непрозрачная вода» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.11 |
НОЯБРЬ |
|||
1. |
01.11.2021 |
«Опыт температура воды» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.13 |
2. |
08.11.2021 |
«Опыт с горячей водой (пластилином)» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.13 |
3. |
15.11.2021 |
«Опыт с холодным блюдцем, чайником» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.16 |
4. |
22.11.2021 |
«Опыт с духами» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.13 |
5. |
29.11.2021 |
«Как растения пьют воду» |
Картотека. Опыты в детском саду. |
ДЕКАБРЬ |
|||
1. |
06.12.2021 |
«Перчатка с приведениями» |
Эксперименты для детей, стр.9 |
2. |
13.12.2021 |
«Вода с сюрпризом» |
Эксперименты для детей, стр.11 |
3. |
20.12.2021 |
«Вода-липучка» |
Эксперименты для детей, стр.13 |
4. |
27.12.2021 |
«Надуваем пузыри» |
Эксперименты для детей, стр.15 |
ЯНВАРЬ |
|||
1. |
10.01.2022 |
«Испарение воды» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.18 |
2. |
17.01.2022 |
«Запахи духи» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.19 |
3. |
24.01.2022 |
«Вода льётся из крана» |
Е.А Мартынова, И.М Сучкова стр.52 |
4. |
31.01.2022 |
«Свойства воды» |
Е.А Мартынова, И.М Сучкова стр.52 |
ФЕВРАЛЬ |
|||
1. |
07.02.2022 |
«Воздушный винт» |
Эксперименты для детей стр.69 |
2. |
14.02.2022 |
«Зеркало» |
Эксперименты для детей, стр.80 |
3. |
21.02.2022 |
«Дыра в ладони» |
Эксперименты для детей, стр.84 |
4. |
28.02.2022 |
«Вода замерзает» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.21 |
МАРТ |
|||
1. |
07.03.2022 |
«Опыт с сахаром» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.29 |
2. |
14.03.2022 |
«Опыт с подкрашенной водой» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.34 |
3. |
21.03.2022 |
«Воздух» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.34 |
4. |
28.03.2022 |
«Опыт с воронкой» |
Ковинько Л.В «Секреты природы это так интересно», стр.35 |
АПРЕЛЬ |
|||
1. |
04.04.2022 |
«Как сравнить влажный песок и глину» |
Картотека опытов стр.13-14 |
2. |
11.04.2022 |
«Как вода даёт жизнь растению» |
Эксперименты для детей, стр.6 |
3. |
18.04.2022 |
«Дело в шляпе» |
Эксперименты для детей, стр.87 |
4. |
25.04.2022 |
«Острие к острию» |
Эксперименты для детей, стр.84 |
МАЙ |
|||
1. |
16.05.2022 |
«Как покрасить песок?» |
Эксперименты для детей, стр.13 |
2. |
23.05.2022 |
«Есть ли в почве воздух» |
Эксперименты для детей, стр.16 |
3. |
30.05.2022 |
«Как движется сухой песок» |
Эксперименты для детей, стр.12 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника